В декабре 2017 года редакция шведского автомобильного издания «Vi Bilägare» провела серию тестовых заездов среди разных моделей нешипованных покрышек примерно одной ценовой категории. Испытания проходили параллельно с тестированием шипованных шин, опубликованных ранее. Погода в это время была неустойчивой, поэтому температура воздуха варьировалась от -15 градусов до -25.
Закон об обязательной смене летних шин на зимние появился в Швеции ещё в далеком 2000 году. И только через 12 лет такое же требование было обращено и грузовым автомобилям. Зимние шины – залог безопасности и отрицать это невозможно. К сожалению, должно было случиться изрядное количество аварий для того, чтобы автовладельцы стали серьёзнее относиться к смене покрышек.
Летние шины совершенно не приспособлены для эксплуатации в холодное время года. Они изготавливаются из твёрдого резинового сплава, который должен оставаться устойчивым при высоких температурах. Зима – это низкие температуры, и здесь важны абсолютно другие свойства резины – в первую очередь, она должна быть мягче. Также зимняя покрышка имеет множество небольших углублений, призванных захватывать снег и плавно сцепляться с подмёрзшей поверхностью. Летняя резина этого лишена.
Твердость резинового сплава измеряется в градусах по Шору. Чем выше это значение, тем тяжелее шина. Например, температура летней покрышки составляет 60-65 градусов по Шору, а температура зимней колеблется от 45 до 62 градусов. Стоит отметить, что скандинавские шины мягче европейских. Это обусловлено особенностями климата и погодными условиями – зимы в Европе нестабильные, снег бывает не так часто.
Согласно закону, менять летние шины на зимние стоит при температуре ниже +5 градусов. Сделать это нужно из соображений о безопасности – заморозки всегда случаются неожиданно, а летние шины могут подвести в критической ситуации. Чтобы точно понимать, когда следует поменять шины, команда экспертов настоятельно рекомендует автомобилистам ориентироваться на смену погоды, а не только на даты, прописанные в законе.
При выборе покрышек стоит обращать внимание не только на тестовые баллы, но и на условия, в которых обычно вам приходится передвигаться. Ведь для каждого региона важны разные характеристики шин.
Детали теста
Во всех дисциплинах участники оценивались по шкале от 1 до 5. Учитывая то, что эксперты придают наибольшее значение отдельным характеристикам, оценку в определенных тестах было решено умножить на три. Это было сделано для испытаний управляемости на снегу и льду, где максимальная оценка составила 15 баллов. Таким образом, приоритетными признаны качества, проявленные на зимних дорогах, а не на мокрых и сухих.
Экспертами были рассмотрены следующие модели покрышек:
- Bridgestone – Blizzak WS 80
- Continental – ContiVikingContact 6
- Goodyear – Ultra Grip Ice 2
- GT Radial – Champiro Winter
- Michelin – X-Ice 3
- Nokian – Hakkapeliitta R2
- Pirelli – Ice Zero FR
- Европейская зимняя шина
Управляемость шин на снежном и обледенелом покрытии проверялась на тестовых площадках Финляндии под городом Ивало. Все заезды осуществлялись на автомобилях Volvo V40, V60 и V70 с использованием системы ABS. Испытания на мокрой и сухой дороге проводились в апреле в Тампере. Там же измерялся и уровень расхода топлива. В качестве тестовых авто выступили Volvo V40 и V70.
Уровень шума измерялся с помощью специального прибора, но учитывалась также субъективная оценка пилота и пассажира, сидящего на заднем сидении.
Многие модели имеют одинаковый общий балл, но являются совершенно разными. Ярким примером тому служат образцы Continental и Nokian, набравшие по 86 баллов. Характеристики Conti на снегу и льду превышают показатели Nokian, которые, в свою очередь, оказались сильнее на мокрой и сухой дороге.
Особенности участников
Bridgestone – Blizzak WS 80
Этот образец демонстрирует хорошие показатели при разгоне и торможении на льду, но отстаёт от победителя. При тестировании управляемости на ледяной поверхности доказал свою устойчивость, в поворотах отличился одним из лучших сцеплений среди конкурентов.
Сцепление со снегом также достойно похвалы. За управляемость на снежной поверхности эксперты присвоили этой модели самый высокий балл. Стоит отметить также низкий уровень шума и мягкое передвижение по дороге.
Но на сухих и мокрых дорогах Bridgestone оказался слаб. Его сцепление с влажной поверхностью оставляет желать лучшего. При сопротивлении качению имеет средние показатели.
Continental – ContiVikingContact 6
Модель обладает хорошим сцеплением на льду при нулевой температуре и ниже. Очень хороший разгон и торможение, четкие реакции на рулевое управление, но с периодическим вмешательством ABS. Показатели на снежной поверхности немного лучше и могут составить конкуренцию остальным участникам. При увеличении скорости до предела Conti начинают скользить при повороте влево.
На мокрой дороге имеются проблемы с торможением, но управляемость и противостояние аквапланированию достойны внимания. Торможение на сухой дороге очень среднее, но управляемость на хорошем уровне. Что касается других характеристик, то шины экономно расходуют топливо и признаны одними из шумных.
Goodyear – Ultra Grip Ice 2
Шины подходят для эксплуатации в очень холодную зиму. Показатели торможения и разгона на льду – одни из лучших. На снегу комплект быстро разгоняется и эффективно тормозит. При преодолении крутых поворотов на снежной поверхности наблюдается тенденция к недостаточной поворачиваемости, которая сменяется избыточной.
При торможении на мокрой дороге шины показали блестящий результат. Их отличает стабильная управляемость, но реакции на рулевое управление немного заторможены.
На сухих дорогах данная модель лучше всех справилась с тестом на торможение. Реакция на рулевое управление и сцепление в поворотах – слабые места Goodyear. Приятные особенности – низкое сопротивление качению и низкий уровень шума.
GT Radial – Champiro Winter
Китайские покрышки оказались в аутсайдерах при проверке торможения на льду. Их показатель примерно на 25% ниже остальных участников. Также ими не был пройден тест на управляемость и сцепление на ледяной поверхности. На снегу их поведение было немного лучше, но разгон и торможение давались с трудом. При преодолении поворотов шинам не хватало устойчивости.
Зато на мокрой и сухой трассах им принадлежат верхние строчки рейтинга в таких дисциплинах, как «торможение» и «управляемость». И снова о грустном – Champiro хуже всех противостоят качению и потребляют большое количество топлива.
Michelin – X-Ice 3
Самый быстрый разгон на льду и эффективное торможение принадлежат образцу от Michelin. Они демонстрируют отличное сцепление с дорогой, но страдает управляемость – покрышки плохо реагируют на команды рулевого управления и обладают недостаточной поворачиваемостью. Результаты на снегу пересекаются с показателями на льду.
Средний уровень производительности на мокрой дороге, но хорошая управляемость. На сухой поверхности комплект не очень хорошо тормозит, но устойчив и точен в реакциях на рулевое управление. Обладает низким сопротивлением качению.
Nokian – Hakkapeliitta R2
Показатели при разгоне и торможении на льду очень хорошие. Стабильная управляемость, безопасность на дорогах. На снегу Nokian может похвастаться эффективным сцеплением при поворотах и коротким тормозным путём.
На мокрых дорогах эта модель показывает лучшие результаты среди нордических шин премиум-класса. Её отличает прекрасное прохождение поворотов.
В сухих условиях торможение среднее. Шины хорошо реагируют на рулевое управление, но страдает устойчивость. Обладают низким сопротивлением качению и малым весом.
Pirelli – Ice Zero FR
Хороший разгон на льду, но проблемы при торможении. Эксперты отмечают лёгкость и простоту при управлении. Pirelli демонстрирует хорошее сцепление при разгоне на снегу, а также хорошо тормозит. На скоростном пределе наблюдается тенденция к недостаточной поворачиваемости. Управляемость – на высшем уровне.
Очень достойные результаты в мокрых тестах. Шина получает максимальный балл при противостоянии аквапланированию.
На сухом асфальте Pirelli показывают средние результаты при торможении. Обладают низким сопротивлением качению и экономят топливо.
Европейская зимняя шина
«Европейки» показали себя на льду хуже, чем нордические шины, но оказались лучше дешёвых китайских Champiro. Уровень сцепления со снегом также низок.
На мокрой и сухой дороге ситуация обстоит иначе: тормозной путь «европеек» на влажной поверхности почти на 10 метров короче, чем у лучшей нордической покрышки. Устойчивость на обоих типах дорог превосходит показатели шин, разработанных для суровой зимы.
Итоги тестирования в менее весомых дисциплинах были размещены в отдельной таблице. Эти результаты не повлияли коренным образом на общую оценку.
Итоги теста
По результатам тестов, нордические премиальные шины оказались более устойчивыми и обладают сбалансированными характеристиками в разных погодных условиях. Именно арктические покрышки, обеспечивающие надёжность и безопасность в суровую зиму, так востребованы в Швеции. Но эксперты ещё раз напоминают: при выборе комплекта шин обязательно ориентируйтесь на условия, в которых собираетесь передвигаться на своем автомобиле.
Как распределились баллы между участниками теста, вы можете узнать из рейтинговой таблицы, приведённой ниже:
Источник: Vi Bilagare, Декабрь 2017